ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Удаленность
от крупных городов и природные особенности привели к тому, что территория
Шатурского района всегда находилась на периферии, на стыке нескольких областей
(губерний). В прошлом веке здесь проходила граница между Московской, Рязанской и Владимирской губерниями. Лишь в 1922 году,
после перехода Егорьевского уезда из Рязанской губернии в Московскую,
практически вся территория района оказалась в пределах последней. Замена в 1929
году уездно-губернской системы административного деления России на
районно-областную привела к тому, что в современных границах Шатурского района
оказалось целых три административных единицы: Коробовский и Кривандинский
районы, а также рабочий поселок областного подчинения Шатура с приданными
сельсоветами. Лишь в 1960 году район принял близкие к современным очертания
границ, но и после этого происходили их некоторые изменения. Последние из них
имели место совсем недавно. Город Рошаль в 1994 году получил статус города
областного подчинения. В 1995 году Шатурский район лишился одной из своих
анклавных территорий с центром в поселке Рязановка, которая отошла по просьбе
жителей к Егорьевскому району.
На 90-е годы Шатурский район имеет площадь около 270 тысяч гектаров и граничит с Владимирской и Рязанской областями на востоке, Орехово-Зуевским районом Московской области на северо-западе и Егорьевским районом Московской области - на юго-западе (рис.1). По площади Шатурский район является одним из самых крупных в Московской области. Он занимает площадь большую, чем некоторые государства Европы, такие, например, как Лихтенштейн или Люксембург. Центром района является город Шатура с населением 31,7 тысяч человек (данные за 1993 год). Кроме того, на территории района расположено 10 поселков , 14 сел и более 80 деревень. Общее количество населения района на 1993 год составляло 99 тысяч человек (1,5% от всего населения Московской области).
Все
поселения района связаны между собой и с райцентром сетью автомобильных и
железных дорог. Протяженность автодорог с асфальтовым покрытием в районе пока
еще невелика. Наиболее крупными из автотрасс являются участок Касимовского
шоссе областного значения, пролегающего в южной части района и дорога межрайонного
сообщения Куровское-Шатура-Клепики. Основной из железных дорог является участок
магистрали Москва-Арзамас, а также отходящая от него на юг района ветка
Кривандино-Радовицкий Мох.
Район
специализируется на производстве сельскохозяйственной продукции. Так в 1993
году в районе было произведено 28 тысяч тонн молока (2,3% от областного),
выращено 25 тысяч тонн картофеля (2,2% от областного производства), 4,4 тысячи
тонн овощей (1% от областного), 2,3 тысячи тонн зерновых (0,5% от областного).
Промышленное
производство в Шатурском районе развито слабее, чем сельскохозяйственное.
Основными промышленными предприятиями являются Шатурский мебельный комбинат,
ГРЭС-5, Мишеронский стекольный завод. В 1993 году 65 промышленных предприятий района произвели продукции на сумму 538,1
млн. рублей, что составляет всего лишь 0,1% об областного промышленного
производства.